?

Log in

No account? Create an account

Непобежденный Ленинград

История, истории, истории об истории

Previous Entry Share Flag Next Entry
Песня об органисте
rlptrt
В СССР в послевоенные годы была мегазнаменита ныне незаслуженно забытая певица Алла Георгиевна Соленкова.


В эти же годы становится популярным исполнитель авторской песни Михаил Леонидович Анчаров.

Алла Георгиевна Соленкова родилась 12 марта 1928 году в Миллерово Ростовской области.
По окончании Московской консерватории (лирико-колоратурное сопрано) в 1954 году — солистка Мосэстрады. Затем артистка Большого театра, солистка Московской филармонии.
В 1961 году Алла Соленкова была направлена на стажировку в миланский театр "Ла Скала". Маэстро Дженарро Барра, знаменитый педагог-вокалист, после первого прослушивания напутствовал певицу так: "Алла, твоя третья октава от бога. Береги её".
Много гастролировала за рубежом. Прославилась исполнением "Соловья" Алябьева.
После концерта певицы в Нью-Йорке президент Никсон заявил: "Я не сомневаюсь, что Вы очаруете всю Америку".
Композитор Арам Хачатурян сказал об Алле Соленковой: "А говорят, соловьев не бывает!". Позднее он посвятил ей песню Дездемоны, которую она спела в кинофильме Сергея Юткевича "Отелло".
Алла Георгиевна — Заслуженная артистка РСФСР (1968). Обладатель 1-й премии на конкурсе Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Варшаве (1955). Лауреат конкурса вокалистов на лучшее исполнение советского романса и песни (1956).
Умерла 24 марта 2005 года.

Михаил Леонидович Анчаров Анчаров родился 28 марта 1923 года. В 1940 году поступил в Архитектурный институт. В июле 1941 года по направлению райвоенкомата сдал экзамены и поступил в Военный институт иностранных языков Красной Армии, где изучал китайский и японский языки. Окончил его в 1944 году. Участвовал в боевых действиях Советской Армии в Маньчжурии.
В 1948 году поступил по конкурсу на живописное отделение ВГИКа, затем перешёл на факультет живописи Московского государственного художественного института имени Сурикова.
В 1955—1958 годах учился на курсах киносценаристов, в 1956—1959 годах работал референтом-сценаристом. С 1962 года пишет сценарии (в том числе к первому советскому телесериалу "День за днём"), 27 декабря 1966 года становится членом Союза писателей СССР.
Михаил Анчаров скончался 11 июля 1990 года.

С 1937года Михаил Анчаров пишет песни сначалаина чужие, а затем и на свои стихи. Считается основателем жанра авторской песни. Владимир Высоцкий называл Анчарова своим учителем. Он написал несколько десятков замечательных песен, которые пела у походных костроввся страна.

Одно имя Аллы Соленковой собирало залы. На одном концерте присутствовал и Михаил Анчаров. Певица пела вкладывая все свое мастерство и была вынуждена отдыхать. Перерывы между песнями заполнял простой органист районгой филармонии. Публика кнему отнеслась очень прохладно. Все пришли слушать певицу. Но он был тоже Мастером. Михаил написал об этом песню.


Рост у меня
Не больше валенка:
Все глядят на меня
Вниз.
И органист я
Тоже маленький.
Но все-таки я
Органист!

Я шел к органу,
Скрипя половицей,
Свой маленький рост
Кляня.
Все пришли
Слушать певицу,
И никто не хотел —
Меня.

Я подумал: мы в пахаре
Чтим целину,
В воине —
Страх врагам,
Дипломат свою
Представляет страну,
Я представляю
Орган!

Я пришел и сел,
И без тени страха,
Как молния, ясен
И быстр,
Я нацелился в зал
Токкатою Баха
И нажал
Басовый регистр.

О, только музыкой —
Не словами —
Всколыхнулась
Земная твердь.
Звуки поплыли
Над головами,
Вкрадчивые,
Как смерть...

И будто древних богов
Ропот,
И будто дальний
Набат,
И будто все
Великаны Европы
Шевельнулись
В своих гробах.

И звуки начали
Души нежить.
И зов любви
Нарастал.
И небыль, нечисть,
Ненависть, нежить
Бежали,
Как от креста.

Бах сочинил —
Я растревожил
Свинцовых труб
Ураган.
То, что я нажил, —
Гений прожил.
Но нас уравнял
Орган!

Я видел:
Галерка бежала к сцене,
Где я
В токкатном бреду.
И видел я:
Иностранный священник
Плакал
В первом ряду.

О, как боялся я
Не свалиться,
Огромный свой рост
Кляня.
О, как хотелось мне
С ними слиться!
С теми, кто, вздев
Потрясенные лица,
Снизу вверх
Глядел на меня!

1959-1962


  • 1
(Deleted comment)
Еще эта песня. Трудная.

«МАЗ»

Нет причин для тоски на свете:
Что ни баба -- то помело.
Мы пойдем с тобою в буфетик
И возьмем вина полкило,

Пару бубликов и лимончик,
Пару с паюсной и «Дукат».
Мы с тобой все это прикончим...
Видишь, крошка, -- сгорел закат.

Видишь, крошка, -- у самого неба
«МАЗ» трехосный застрял в грязи.
Я три года в отпуске не был --
Дай я выскажусь в этой связи.

Я начальник автоколонны,
Можно выпить: я главный чин.
Не водитель я. Все законно.
Нет причины -- так без причин.

Что за мною? Доставка добычи,
Дебет-кредит да ордера,
Год тюрьмы, три года всеобуча,
Пять -- войны... Но это вчера.

А сегодня -- Москву проходим:
Как ни еду -- «кирпич» висит.
«МАЗ» для центра, видать, не годен:
Что ж, прокатимся на такси.

Два часа просто так теряю,
Два часа просто так стою,
Два раза караул меняют,
Два мальца строевым дают.
Молодые застыли строго...
Тут я понял, что мне хана:
Козырей в колоде немного --
Только лысина да ордена.

Что за мною? -- все трасса, трасса
Да осенних дорог кисель,
Как мы гоним с Ростова мясо,
А из Риги завозим сельдь.

Что за мною? -- автоколонны,
Бабий крик, паровозный крик,
Накладные, склады, вагоны...
Глянул в зеркальце -- я старик.

Крошка, верь мне: я всюду первый --
И на горке, и под горой,
Только нервы устали, стервы,
Да аорта бузит порой.

Слышь -- «бузит». Ты такого слова
Не слыхала. Ушло словцо.
Будь здорова! Ну будь здорова!
Дай я гляну в твое лицо.

Мужа жди по себе, упрямого:
Чтоб на спусках не тормозил.
Кушай кильку посола пряного,
Кушай, детка, не егози.

Закрывают. Полкруга ливерной!
Все без сдачи -- мы шофера!
Я полтинник, а ты двугривенный,
Я герой, а ты -- мошкара!

Ладно, ладно... Иду по-быстрому,
Уважаю закон. Привет!
Эдик, ставь вторую канистру,
Левый скат откати в кювет.

Укатал резину до корда --
Не шофер ты, а скорпион!..
Крошка, знаешь, зачем я гордый? --
Позади большой перегон.

  • 1