?

Log in

No account? Create an account

Непобежденный Ленинград

История, истории, истории об истории

Previous Entry Share Flag Next Entry
Пункт назначения Кобона
rlptrt

Это - храм Николы Чудотворца с крестом, сделаным из хрустальных призм. Он работал бестопливным маяком.

Кобона - это маленькая деревушка на малолюном берегу Ладолжского озера. Всего 88 доров. В 1941 году она по манованию рук нескольких тысяч людей превратилась в огромный порт и не менее огромный эвакогоспитиаль. Через нее прошли сотни тысяч тонн грузов и до миллиона эвакуированных людей.

8 сентября 1941 года фашисты замкнули кольцо блокады Ленинграда. К ноябрю в городе наступил голод. Пайка хлеба составила вот такие (это настоящие) 125 грамм:

Но город нуждался еще во многих вещах: одежда, топливао, оружие и т.д.
Эвакуация жителей и предприятий, снабжение города началось еще до блокады.железнодорожным транспортом, Северо-Западным речным пароходством, авиацией. Но к ноябрю 1941 года ситуация стала критической и было принято решение проложить дорогу по льду Ладожского озера. 20го ноября отправился первый конный обоз, а 22го - первая автоколонна.

Это - карта маршруторв перевозок.

В город везли продовольствие, топливо и сырье, обратно - людей, произаеденное в городе оружие, уникальные станки. Везли в город и армейское пополнение!
Всем известно сколько работало на Дороге жизни железнодорожников, моряков, водителей, регулировщиков, санитаров и обогревателей. Изваестно и сколько сил затратили и сколько подлвигов совершили защитники Дороги: зенитчики, летчики, лыжные патрули.Но мало известно, что более 20000 человек трудились, армируя полотно дороги. Включая водолазную группу, армировавшую дорогу под водой! В результате их труда полоно дороги прослужила вопреки природе до 24 апреля 1942 года. Оно выдерживало попаданние даже тяжелых авиабомб. Но все равно лед трескался, машины проваливались. Не из-за воронок, а из-за колебаний, связанных с движением колонны. Были организованы пункты рассчета безопасной скорости по этим колебаниям, которыве измерялись такими приборами:


Потом была навигация 42 года, зимняя дорога 42-43 годов, навигация 43го. А потом - операция "Искра".

Кобона работала круглый год. На схеме в третьем фото видно, что были построены железная дорога и семь пирсов, на которые загонялись короткие составы для перегрузки:

В навигацию ходили паромы, перевозящие вагоны и паровозы, цисцерны с топливом буксировали вплавь:

Разумеется, весь флот возил и грузы и лююдей.

Зимой по льду прокладывали железнодорожную колею:


Но на этом транспорт не заканчивался. По дну Ладоги был проложен топливопровод. Трубы поставлялись Ижорским заводом. На берегу их сваривали в секции и опускали на дно. На весь 30 километровый трубопровод попалось одно подтекающее соединение. А его проверяли керосином в 35 атморсфер!
Так же по дну Ладоги был проложен высоковольтный капбель, питающий Ленинград от Волховской ГЭС:


Но самым тяжелым трудом был прием эвакуированных:

Люди были истощены, многие обморожены. Некоторые прошли по льду пешком. Но в каждом доме они находили помощь. В этом располагалась школа, ставшая госпиталем:

Сегодня в нем музей "Кобона: Дорога Жизни". Он был открыт в 1980 году, в 2010 году сгорел и восстановлен 8 сентября 2015 года.

К сожалению я не могу передать то удивительное чувство спокойной доброты, которое разлито по этому месту, не смог и сфотографировать некоторые важные моменты, показанные не на стендах, а в видеофильме музея. Например, поток голодных людей, горы ящиков, борчек, мешков на пирсах и рядом, колонны солдат пополнения, каторжный труд всех жителей этой деревушки от мала до велика.
Но подвиг их не имеет цены. Они спасли город. Есть такое мнение, что и стойкость защитников Ленинграда сыграла очень важную роль в грядущей Победе.

И да. Вопреки ложному мнению, что фюрер не захотел занимать город, а решил его заморить блокадой, факты говорят о том, что он не смог занять. Беспримерный массовый героизм как военныз, так и гражданских, их тяжкий труд и подвиг, их самотверженность не позволили фюреру сломить людей и город!



  • 1
Благодарю, очень познавательно)

более 20000 человек трудились, армируя полотно дороги. Включая водолазную группу, армировавшую дорогу под водой!

где об этом можно подробнее почитать?

Не знаю. Я, конечно, не историк. Но довольно глубоко в силу родни изучал блокаду. В том числе и по их рассказам. Но в этом музее для меня было несколько открытий. Про водолазную группу я узнал из рассказа экскурсовода.

Ты знаешь, на ЮТУбе фильм художественный есть про водолазную группу. Я смотрела. Могу найти.

Найди, если можешь. Спасибо.

https://youtu.be/WpfW7pTseEw


Но, там про отряд водолазов, которых послали в тыл.
Хороший фильм.

Спасибо посмотрю позже.

  • 1