?

Log in

No account? Create an account

Непобежденный Ленинград

История, истории, истории об истории

Previous Entry Share Flag Next Entry
Герои Моонзунда
rlptrt

Есть в городе Таллинне старинная крепостная башня, которую называют "Толстая Маргарита", а в ней – экспозиция морского музея.

И есть в этой экспозиции такой экспонат:

Это – носовой орел линкора "Слава". Выпущен он был броненосцем на Балтийском заводе. Вступил в строй в 1905 году. Потом в связи с переквалификацией стал линкором. Главный калибр – две башни по два ствола 305 мм, вспомогательный – шесть башен по два ствола 152 мм.

Эскадренный броненосец "Слава" принадлежал к наиболее крупной и ставшей самой трагичной в истории российского флота серии линейных кораблей — пяти единицам типа "Бородино". Строителем эскадренного броненосца "Слава" стал 39-летний корабельный инженер К.Я. Аверин, до этого состоявший строителем броненосцев "Князь Суворов" и "Император Александр III", а также больших крейсеров "Россия" и "Громобой". Артиллерия для броненосца в полном объёме изготавливалась на Обуховском сталелитейном заводе. Кроме всего, этот же завод выполнял для "Славы" и основную часть её броневой защиты по методу Круппа.
Изначально броненосец "Слава" предполагался для усиления тихоокеанской группировки кораблей, но после Цусимской катастофы был оставлен для службы на Балтике. Однако некоторая слабость вооружения и невысокие мореходные качества заставили морского министра А.А. Бирилёва отрядить "Славу" и "Цесаревича" для продолжительных заграничных плаваний с выпускниками Морского корпуса перед производством последних в офицерский чин.
15 декабря 1908 года в час ночи произошло страшное землетрясение, стёршее с лица земли итальянский курортный город Мессина. Весь экипаж корабля принимал участие в спасательных работах на берегу, а сам корабль в качестве плавучего госпиталя перевозил раненых в Неаполь.
С началом Первой мировой войны линкор "Слава" вел боевые действия в Рижском заливе и у Моонзундского архипелага. В те времена морская якорная мина была весьма сильным оружием. Эскадренный миноносец был одним из самых массовых типов кораблей. Вот и Балтийское море было щедро посыпано минами с целью предотвратить порыв кораблей врага к столице. Уже начиная с августа 1915 года немецкое командование стало предпринимать попытки расчистки фарватеров для прохода в Рижский залив, а затем в Финский. "Слава" принимала активное участие в битве за Рижский залив, получила повреждения, но оставалась в строю.
12 сентября 1916 года немецких крейсера выманили "Славу" в открытое море; немцы попытались потопить сильно досаждавший им броненосец при помощи скоординированной атаки субмарины UB-31 и низколетящих торпедоносцев, но все торпеды прошли мимо цели. Это была первая атака торпедоносцев на движущийся броненосец.
В 1916 года линкор прошел модернизацию, повысившую дальнобойность главного калибра на 8 кабельтовых, и вернулся к службе.

Осенью 1917 года германское командование разработало операцию "Альбион", предусматривающую захват ВМФ Германии совместно с сухопутными силами Моонзундских островов. Важнейшей задачей была расчистка фарватера Моонзундского пролива от мин, что позволяло кораблям Германии через Рижский залив войти в Финский залив и подойти к Петрограду.
Начиная с 12 октября немецкие тральщики усиленно расчищали проходы в минных полях. Линкор участвовал в нескольких столкновениях, но главный бой начался 16 октября и получил название "Моонзундское сражение". Германские тральщики завершили расчистку фарватера в Рижском заливе, куда вошли линкоры "Кёниг" и "Кронпринц Вильгельм", легкие крейсера "Колберг", "Страсбург" и "Аугсбург" в охранении двух полу-флотилий эсминцев. Противоминную оборону дредноутов обеспечивали 16 тральщиков 2-й флотилии искателей мин, 2 прорывателя минных заграждений и плавбазы (матки) тральщиков с катерами-тральщиками на борту. Командовал прорывом вице-адмирал Бенке. День завершился отводом русской эскадры.
17 октября бой продолжился на рейде Куйвасту. На третьем залпе "Слава" накрыла тральщики, и те сразу отошли. Германские дредноуты, следуя за тральщиками, перешли на восточный фарватер и вскоре после полудня "Кёниг" открыл огонь по "Славе", а "Кронпринц Вильгельм" — по "Гражданину" (бывший "Цесаревич"). Весь этот бой очень подробно описан Вице-адмиралом М.К. Бахиревым — начальником морских сил Рижского залива.
В ходе боя у броненосца "Слава" из-за неисправности шестерней подачи вышли из строя орудия носовой башни главного калибра (башней командовал лейтенант Григорий Карпенко), и командир корабля, капитан I ранга Антонов, принял решение развернуть корабль кормой вперёд, чтобы ввести в бой орудия кормовой башни главного калибра. В 12.25 броненосец "Слава" получил три попадания ниже ватерлинии и принял в себя 1130 тонн забортной воды, осадка увеличилась, появился крен на левый борт. Каперанг Антонов приказал открыть кингстоны и затопить коридоры правого борта, в результате чего крен уменьшился, но осадка корабля увеличилась ещё больше. Из-за серьёзных повреждений "Слава" приобрела большую осадку, исключающую её проход фарватером Моонзунда. Начальник Морских сил Рижского залива, принимая решение отступить на север, приказал взорвать "Славу", затопив её на фарватере в качестве заграждения, и направил эсминцы для снятия экипажа. Русская эскадра ушла на север. Немецкий флот не смог её преследовать.
В ходе этого боя погибла большая часть команды. Последним сошел командир – каперанг Антонов.

"Слава".
Хрипит в предсмертном рейсе.
Визг сирен придушенно тонок.
Ты шлешь моряков
на тонущий крейсер,
туда,
где забытый мяукал котенок.
А после!
Пьяной толпой орала.
Ус залихватский закручен в форсе.
Прикладами гонишь седых адмиралов
вниз головой
с моста в Гельсингфорсе.

Это — "Ода революции" Владимира Маяковского, классика будущей революции. Всего через 20 дней в Петрограде пьяненькие товарищи вот тех погибших моряков, вместо выполнения присяги дизертировавшие с фронта, пошли познакомится с экзальтированными дамами из женского ударного батальона, которые расположились в Зимнем. Так началась другая эпоха в жизни страны.

В 1936 году частная фирма в получившей независимость Эстонии подняла останки корабля, недограбленные немецкими трофейщиками и порезала их на иголки.