?

Log in

No account? Create an account

Непобежденный Ленинград

История, истории, истории об истории

Previous Entry Share Flag Next Entry
Экипаж машины боевой
rlptrt
Сегодня я хочу рассказать сразу о двух замечательных людях. Точнее о семье.
Знакомьтесь, Александра Леонтьевна Бойко

и Иван Федорович Бойко

Единственная в мире женщина-командир тяжелого танка, в котором механиком-водителем воевал ее муж.

Александра Леонтьевна Моришева родилась в 1918 г. в г. Белебей Башкирской АССР. После окончания в 1938 г. Киевского химико-технологического техникума начала работать химиком на спиртовом заводе в Башкирии. В 1940 г. по договору прибыла в Магадан для работы контролером-комплектовщиком в контору общего снабжения Дальстроя. Там же и тогда же познакомилась с мужем, и с 1940 года стала носить фамилию Бойко. Ее муж, Иван Бойко родился в 1912 г. в городе Нежин Черниговской области. Прибыл в поселок Магадан, в 1938 году, после демобилизации из РКВМФ. Работал на Магаданской автобазе на "Ярославце" и перевозил грузы по Колымской трассе.

Во время войны в 1942-м году Ивана как лучшего шофера включили в состав делегации дальстроевцев, отправившихся с эшелоном подарков для бойцов на фронт. Вернувшись, рассказал жене, как тяжело приходится там. Супруги перечислили все свои сбережения 50 тыс. руб. на строительство танка. Они обратились в военкомат с просьбой обучить их воевать на танке и отправить на построенный на их деньги танк. Однако, им отказали, оставив работать на их местах. Тогда они написали письмо Верховному Главнокомандующему. В феврале1943 года Сталин им ответил лично:
"Благодарю вас, Иван Федорович и Александра Леонтьевна, за заботу о Красной Армии.
Ваше желание будет исполнено.
Примите мой привет, Сталин".

В ноябре 1943 они по ускоренной программе заканчивают Челябинское танковое училище и в звании младших техников-лейтенантов п специальности механик-водитель. Однако, на танке всего один водитель. И Александре Леонтьевне в порядке исключения присваивают звниемладшего лейтенанта и назначают командиром танка, а Ивана Федоршовича его водителем. В мае 1944 года получают тяжелый танк ИС-2 и вступают в бой под Ригой в составе 5го Двинского танкового корпуса. На башнетсаоего танка они пишут название "Колыма". За год войны проходят Прибалтику, Польшу, Чехословакию. Ранения, контузии... Победу встречают в Праге.

Александра Леонтьевна награждена орденами "Отечественная война" двух степеней, многими медалями. Иван Федорович награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны I-й ст., медалями. 4 декабря 1991 года им присвоено звание "Почетный гражданин города Магадана".

После войны они вернулись в Магадан. Иван Федорович работал начальником автобазы, а Александра Леонтьевна — директором хлебозавода.



  • 1
Объясните, почему такое несоответствие?
В статье написано что они воевали в одном и том же бою на танке ИС-2.
А в наградном листе механика-водителя старшего танка Бойко Ивана Фёдоровича, указано что он воевал на танке КВ-122. А это РАЗНЫЕ танки. КВ-122 был создан на базе КВ-85 с более мощным вооружением (пушка 122 мм).

Edited at 2017-05-04 08:01 am (UTC)

Хочется докопаться иди понять? Если первое, то.. ну, вы поняли. Если второе, то слушайте.
Танки Клим Ворошилов разработаны ленинграским КБ и выпускались в Челябинске. В начале войны это были непробиваемые крепости. Но с прявлением у немчуры тяжелых танков сеия КВ несколько устарела ее дальнейшие модификации выпускались под маркой Иосиф Сталин. КВ122 был по сути экспериментальной машиной, а в серию пошел его несколко измененный вариант ИС2.
Ну, и штабные писаря, заполнявшие наградные листы, не шибко то гнались ьза исторической правдрй до последней буквы. Ошибок, неточностей и даже преувеличений хзватало.
Главное, что различие в мназваниях ничего не меняет в героизме людей.

  • 1